Услуги
Список типографий
Статьи
О нас
МАРКИРОВКА DATAMATRIX

Маркировка упакованной воды в 2023: типографский метод нанесения маркировки Честный Знак

Честный Знак — это система идентификации товаров, введённая в России для борьбы с контрафактом и обеспечения безопасности потребителей. В 2021–2022 годах она была распространена на упакованную питьевую воду, включая минеральную. В сентябре 2023 к ним добавится детская питьевая вода.
Маркировка бутилированной воды работает на основе того же принципа, что и для лекарств, табака, молочных продуктов и других товаров. Система позволяет отслеживать полный цикл товара, начиная с момента производства на заводе и заканчивая продажей в магазине, благодаря уникальному генерируемому коду. Код содержит информацию о производителе и поставщиках, составе и сроке годности, а также сертификатах качества и разрешительной документации.
Маркировка детской питьевой воды в России начнётся 1 сентября 2023 года

Какая польза от маркировки?

Применение маркировки предполагает считывание кода продавцом на кассе. После этого товар выводится из оборота и повторная продажа с тем же кодом становится невозможной. Вся продукция с кодами внесена в единую информационную базу, и оператор маркировки обеспечивает прозрачность всей цепочки производства, начиная от изготовления продукта и заканчивая его продажей в магазине.
«Воду в России разливают 1267 предприятий, из них 185 до введения маркировки осуществляли производство, но не подавали сведения ни в один государственный орган», — отмечают в ЦРПТ.
Недобросовестные производители воды могут выпускать продукцию, которая либо не соответствует установленным стандартам качества, либо производится в неучтённых объёмах, превышающих предельные дебеты скважин. Например, если скважина рассчитана на добычу тысячи литров в день, а производство превышает этот объём в несколько раз, становится ясно, что дополнительные литры воды берутся откуда‑то ещё.
Интеграция системы «Честного Знака» с Федеральным агентством по недропользованию позволяет оперативно получать информацию о статусе лицензий на использование источников, что помогает контролировать объёмы добычи и производства минеральной воды. Аналогичные механизмы уже успешно применялись в отношении молочной продукции, когда осуществили интеграцию Честного Знака и системы «Меркурий», что способствовало сокращению доли фальсификата в стране (по итогам 2022 года доля фальсификата сыра и масла сократилась с 30 до 10%).
Благодаря системе «Честный Знак» потребители могут быть уверены в том, что купленная в магазине питьевая вода соответствует стандартам качества и безопасности, что особенно важно, особенно при выборе воды для детей. Такой подход способствует поддержанию доверия на рынке и помогает бороться с недобросовестными производителями.

Сроки обязательной маркировки сладкой воды

1 декабря 2021 года — маркировка стала обязательной для категории «минеральная вода». Производители и импортеры минеральной воды (продукции, соответствующей кодам ТН ВЭД 2201, в том числе 2201 10, ОКПД2 11.07.11.110) к этой дате зарегистрировались в системе и описали свои товары в каталоге.
1 марта 2022 года — маркировка стала обязательной для прочих категорий питьевой воды (ТН ВЭД 2201, в том числе 2201 90 000 0, ОКПД2 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140).
1 сентября 2023 года — необходимо будет наносить маркировку на товары категории «детская вода», которая соответствует кодам ТН ВЭД 2201 и кода по классификатору 10.86.10.310.

Какие товары нужно маркировать

В целях определения продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, необходимо руководствоваться одновременно кодом ТНВЭД и кодом ОКПД-2:
Этап
Код ТН ВЭД ЕАЭС
Код ОКПД-2
I этап с 1 декабря 2021 года
Категория: минеральная вода
2201, в том числе 2201 10
11.07.11.110
II этап с 1 марта 2022 года
Категория: воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ
2201, в том числе

2201 90 000 0
11.07.11.120,
11.07.11.130,
11.07.11.140,
11.07.11.150
III этап с 1 июня 2023 года
Категория: детская питьевая вода
10.86.10.310

Товары не подлежащие маркировке

В Постановлении Правительства РФ № 841 от 31.05.2021 г., есть несколько исключений о товарах, маркировать которые не нужно. К ним относится вода:
  1. Из льда и снега.
  2. Привезенная физическими лицами для личного потребления.
  3. Для магазинов беспошлинной торговли.
  4. Для таможенной территории.
  5. Для дипломатических представительств.
  6. Если используется как образец для проведения испытаний.
  7. Находящаяся на хранении у производителя.

Варианты типографской маркировки

Типографская маркировка представляет собой метод нанесения DataMatrix кодов Честный Знак с использованием типографских технологий. Этот подход успешно применяется в молочной отрасли, где маркировка началась немногим ранее. В результате эксперимента крупные производители молочных продуктов предпочли наносить маркировку именно в типографиях, поэтому технологии хорошо отработаны и понятны.
Основное преимущество типографской маркировки заключается в возможности наносить коды маркировки на различные части товара. Расположение маркировки может быть выбрано в соответствии с предпочтениями производителя и особенностями производственных процессов на производственной линии.
Для наглядности, приведем примеры нанесения маркировки на товарную этикетку в типографии:
Типография может наносить маркировку и на стикеры. Это удобнее, чем печатать коды маркировки непосредственно на производственной линии — производство товаров не замедляется из-за печати принтеров и не останавливается в случае их поломок. Пример типографских стикеров с маркировкой ниже:
Также маркировку можно наносить на ПЭТ-крышку и кроненпробу при их производстве. В отличие от стикеров этот способ выделяется надежностью — код напечатанный на крышке нельзя отделить от товара.
Сравните нанесение разных способов на крышку: типографский стикер (1 и 4), прямая печать при производстве крышки (2, 3 и 5).
Каждый из указанных выше методов нанесения маркировки полностью соответствует требованиям Правительства и системы Честный знак.
Производители при выборе места и типа нанесения маркировки ищут компромисс между внешним видом товара, себестоимостью нанесения и возможностью последующей агрегации товара в групповую упаковку.

Инновационная типографская маркировка

Производителям может показаться, что передача маркировки типографиям — невыгодный выбор, но на практике этот подход обладает множеством преимуществ. В типографиях уже используется профессиональное печатное оборудование, и они работают с большими тиражами, что позволяет наносить коды по более низкой цене, чем при использовании собственного производственного оборудования. Кроме того, существует ряд дополнительных плюсов, которые следует отметить:
  • Чёткость и устойчивость. Современные технологии типографской печати позволяют наносить коды наивысшего уровня качества, обеспечивая контрастные, читаемые и устойчивые к воздействиям факторов коды маркировки, что особенно важно при транспортировке и приёмке продукции в торговых сетях.
  • Эффективное использование времени. Сотрудничество с типографиями позволяет производителям сэкономить как время, так и ресурсы. Вместо затрат в печатное оборудование, обучение и опыт, они могут сразу воспользоваться готовой инфраструктурой и опытом профессионалов из типографии.
  • Эффективное использование времени. Сотрудничество с типографиями позволяет производителям сэкономить как время, так и ресурсы. Вместо затрат в печатное оборудование, обучение и опыт, они могут сразу воспользоваться готовой инфраструктурой и опытом профессионалов из типографии.
  • Быстрота и эффективность. Принтеры типографий наносят коды с высокой скоростью — это особенно важно в условиях больших объемов производства. При этом производитель не зависит от поломок или медленной работы собственного печатного оборудования , что исключает возможность простоев и технологических пауз.
  • Гибкость и индивидуальный подход. Производители упакованной воды могут получить множество выгод, выбрав типографский метод нанесения маркировки. Этот метод позволяет наносить коды на различные части упаковки: этикетку, стикер или крышку.
  • Снижение рисков и соответствие требованиям. Сотрудничество с интегратором SmartPack® избавит производителя от ошибок и нарушений требований при маркировке продукции. Специалисты компании обладают глубоким пониманием требований законодательства и процессов маркировки.
Интегратор SmartPack предлагает услуги по интеграции маркировки Честный Знак, которые можно подстроить под индивидуальные потребности и требования каждого производителя. Разработанный им программно-аппаратный комплекс поддерживает производителей на всех этапах внедрения маркировки, начиная с заказа упаковки в типографии и заканчивая введением продукции в оборот и групповой агрегации.
Решение для работы с маркированной упаковкой на производственных линиях без изменения бизнес-процессов.
МАРКИРОВКА для уот
Модульная система
Удобный интерфейс

SmartPack | Production

SmartPack Production

Логотип Production
SP Production включено в реестр российского программного обеспечения.
В некоторых случаях производители могут осуществлять маркировку своей продукции без необходимости приобретения специального оборудования или вложений в капитальные затраты (CAPEX). Для этой цели компания SmartPack разработала услугу под названием Типографский агрегат. При использовании этой услуги производитель получает ролик с уже маркированными этикетками или стикерами, а также его цифровую копию. Такой подход позволяет ввести в оборот всю партию продукции, просто отсканировав всего один 2D-код с помощью сканера.
Маркировка с типографским агрегатом
На примере использования товарной этикетки

Как подключиться к маркировке

Оставьте заявку на подключение к системе SmartPack Production. Это позволит создавать заказы кодов маркировки до 20 млн кодов в одном заказе и отправлять их в типографию.
Установите связь со своей типографией, если она уже подключена к экосистеме SmartPack и умеет производить маркированную упаковку, или найдите нового партнера в каталоге типографий. Представленные типографии выполняют печать всех видов этикеток и стикеров: для стеклянной и пластиковой бутылок, всех видов банок, включая алюминиевые, тетрапак и кег.
Типографии подключенные к маркировке отмечены на карте:

Заключение

Использование типографского метода нанесения маркировки делает внедрение системы Честный Знак доступнее и эффективнее. Компания SmartPack готова выступить надежным партнером для производителей, предоставляя быструю и удобную интеграцию типографской маркировки и обеспечивая полное соответствие требованиям системы Честный Знак.
автор
Тимур Кумуш
Эксперт в области внедрения маркировки Честный Знак на производстве товаров повседневного спроса.
Нужна помощь в подключении?
Окажем бесплатную консультацию и ответим на все вопросы связанные с подключением к системе Честный Знак.